Комплексное мультимедийное музыкально-этнографическое
описание народных традиций Калужской области

Музыкально-этнографический атлас

Историко-географические особенности территории современной Калужской области. 

  1. Общие замечания

Территория современной Калужской[1] области и прилегающих к ней пограничных районов Брянской, Орловской, Тульской, Смоленской областей в разные исторические периоды являлась частью разных административных единиц (государств, губерний, волостей), границы которых многократно подвергались изменениям. Этому способствовало и географическое положение названных земель, которое всегда оказывалось пограничным, окраинным.

Каждый исторический период вносил свои коррективы в установление территориальных границ, и единственным «достоверным» и стабильным источником, на который мы можем ориентироваться, является расположение крупных рек. Современные территории Калужской и Брянской областей соединяют реки Десна (в Брянске) и Ока (в Калуге). А «связующим звеном» между ними является Жиздринский район (по современному административному делению), расположенный на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности. Эту территорию делит на две части водораздел (его линия проходит с юго-востока на запад). От линии водораздела часть речек и ручьев, имеющихся в этом районе, текут в северо-восточном направлении в реку Оку, притоком которой является р. Жиздра. Другая часть речек впадает в речку Овсорок и в реку Болву, а далее — в Деснянско-Днепровский бассейн. Бассейн верхнего и среднего течения  Болвы (левого притока Десны) - это вторая крупная речная система, расположенная на юго-западе Калужской области. Он включает в себя территорию четырех административных районов: Людиновского, Кировского, Барятинского, Спас-Деменского. Рельеф региона разнообразен: от Спас-Деменской гряды на севере до Брянско-Жиздринского полесья на юге. Между ними находится Барятинско-Сухиничская равнина. Болва течет с севера на юг и образует в верхнем течении разветвленную сеть притоков: реки Дегна, Ужать, Неручь, Ракитня, Песочня. В среднем течении к ней примыкает р. Неполоть. Через рассматриваемую территорию проходит линия главного водораздела между бассейнами Днепра и Волги.

Большая часть нынешней Калужской области с восточными терииториями Тульской в древности образовывала особую географическую область, известную в летописях под именем «земли Вятичей». П. Н. Третьяков полагает, что вятичи прибыли на верховья Оки с берегов Балтийского моря. В какое время — точно неизвестно, но историки считают, что это связано с походами Карла Великого на полабских славян (конец VIII века)[2].

Таким образом, основное положение теории П. Третьякова заключается в том, что заселение этой территории шло с севера. Северовосточные племена, занимали в свое время значительные территории: «Область северовосточных племен в начале нашей эры обрисовывалась следующим образом: бассейн Верхнего Днепра, Припяти и Десны, верховья Оки, верховья Волги, Валдайская возвышенность, южная часть бассейна озер Чудского и Ильмень»[3].

П. Третьяков выделяет две локальные группы восточных славян, занимавших эти земли: вятическая — на Оке и северянская — на пространстве бассейна Десны, Сейпа и Суллы. «Между этими группами, — пишет исследователь — много общего. Археологические данные позволяют говорить о том, что к ним примыкает еще и третья группа — радимическая. Все они достаточно ясно отличаются от северных групп — словеней и кривичей»[4].

Вятическая колонизация направлялась с запада на восток. Первые поселения, видимо, были основаны в южной части Калужской губернии. Здесь также есть ряд названий, отличающихся архаическими славянскими корнями и формой — Волынь, Любышь, Судимир, Мышбор или имеют патрономическое окончание — ичи: Хвастовичи, Сухиничи, Ближевичи, Думиничи. Однако и в северной части Калужской области с XII века известен вятический город Дедославль.

В X-XII веках через «землю вятичей» шли торговые пути в Поволжье, Среднюю Азию, Закавказье, Иран, Византию, Венгрию, Польшу, Германию и Скандинавию. Река Ока и ее притоки, в том числе и Жиздра, являлись связующим торговым звеном между этими странами. Поэтому торговое дело в этих краях было развито достаточно хорошо. И это, в свою очередь, способствовало своеобразному «культурному обмену». То есть, географическое положение региона, находящегося еще на начальном этапе своего становления, во многом способствовало «открытости» другим региональным и национальным традициям.

С XII-XIV века Калужской губернией, разбитой на множество мелких княжеств, владели князья: Мосальские, Тарусские и Оболенские, Козельские, Воротынские, Перемышльские, Мезецкие или Мещевские (г. Медынь принадлежал князьям Смоленским)[5].

Боровск, Малоярославец, часть Калужского и Перемышльского уездов в XII веке принадлежали к Суздальским владениям Юрия Долгорукого. А в княжение Дмитрия Донского Калужская губерния стала театром столкновения между русскими и литовцами.

Восточными и северными соседями вятичей были племена с иной культурой. Это древние финно-угры — эсты, меря, мордва. Еще до появления в  этих краях вятического племени они заселяли Поволжье и среднее и нижнее течение Оки. На территории нынешнего Медынского района проживало финское племя меря. Сейчас там находится село Мерино и река Мерея. Дольше всего финское население держалось в северной части Жиздры (с.Мертвель), Мещовске и в верхних течениях рек Рессы, Серены, Брыни.

Западными же соседями были лето-литовские племена, поселения которых в I веке до н.э. из бассейна Немана и Западной Двины шли дальше на Восток, выходя по Березине на Днепр. Литовские корни явно доминируют в названии таких рек Калужской области как Болва, Протва, Нара, Некисва, Нитва, Корна, Клетома, Паршна. Именно на Протве в XI веке проживало литовское племя голяд. Литовское влияние не ограничивалось только первыми веками нашей эры, но и впоследствии земли Калужского края находились под влиянием как татаро-монголов, так и поляков с литовцами.

  1. Административное деление Калужского края

На протяжении XI — XIII веков территория современной Калужской области входила в состав Черниговского княжества, которое было расположено к востоку от Днепра между долиной Десны и средним течением Оки (территория современных Курской, Орловской, Тульской, Рязанской, Калужской, Брянской, западной части Липецкой и южной части Московской областей России, северной части Черниговской и Сумской областей Украины и восточной части Гомельской области Беларуси).

На юге Черниговское княжество граничило с Переяславским, на востоке — с Муромо-Рязанским, на севере — со Смоленским, на западе — с Киевским и Турово-Пинским княжествами. Оно было населено восточнославянскими племенами полян, северян, радимичей и вятичей. Считается, что свое название оно получило либо от некоего князя Черного, либо от Черного гая (леса).

В силу климатических особенностей, Черниговская земля представляла собой одну из самых привлекательных для поселения областей Древней Руси. Через нее (по рекам Десна и Сож) проходил главный торговый путь из Киева в северо-восточную Русь. Здесь рано возникли города со значительным ремесленным населением. В XI-XII вв. Черниговское княжество было одним из самых богатых и политически значимых областей Руси.

Во второй половине XII века усиливается процесс дробления Черниговской земли. В ее составе оформляются Новгород-Северское, Путивльское, Курское, Стародубское и Вщижское княжества; собственно Черниговское княжество ограничивалось низовьями Десны, время от времени включая также Вщижскую и Стародубскую волости.

В первой трети XIII в. Черниговское княжество распадается на множество мелких уделов, лишь формально подчиняющихся Чернигову; выделяются Козельское, Лопаснинское, Рыльское, Сновское, затем Трубчевское, Глухово-Новосильское, Карачевское и Тарусское княжества. Несмотря на это черниговский князь Михаил Всеволодич (1223—1241) не прекращает активной политики по отношению к соседним областям, пытаясь установить контроль над Новгородом Великим (1225, 1228—1230) и Киевом (1235, 1238); в 1235 он овладевает Галицким княжеством, а позже Перемышльской волостью.

Трата значительных человеческих и материальных ресурсов в междоусобицах и в войнах с соседями, раздробленность сил и отсутствие единства среди князей способствовали успеху монголо-татарского вторжения. Осенью 1239 года Батый взял Чернигов и подверг княжество такому страшному разгрому, что оно фактически прекратило свое существование.

После 1261 Черниговское княжество вошло в состав Брянского княжества, основанного еще в 1246 Романом, сыном Михаила Всеволодича; в Брянск переселился и черниговский епископ.

В конце XIV столетия Брянское княжество и большая часть Калужского края была во владении Литовского государства. Города Перемышль и Воротынск с прилегающими к ним областями, разделили участь других окраинных городов и подчинились власти литовских князей — Ольгерда и его преемника Витовта. Граница между Литвой и Москвой была установлена по рекам Оке и Угре. Таким образом, всю южную часть от Калуги до Брянска и Северную Украину занимали поляки и литовцы. Сюда входил и Жиздринский край - современные Хвастовичи, Жиздра, Людиново, Киров и далее территория к Смоленску (см. Карта 1).

5 февраля 1494 года был составлен договор между московским князем Иваном Васильевичем и Литовским Александром Казимировичем об установлении границы. В этом договоре указывается граница, проходящая по Калужской земле, где называются города — Козельск, Таруса, Серенск и поселение Людиново.

С 1505 по 1508 год Калуга считалась самостоятельным удельным княжеством, но затем снова отошла Москве. После заключения перемирия между Москвой и Варшавой русско-польская граница опять прошла на малом расстоянии от Калуги, сохранив за ней статус приграничного города. Лишь после воссоединения Украины с Россией в 1654 году Калуга перестала считаться пограничной крепостью.

При разделении России на 8 губерний города Калужской земли стали относиться к Смоленской и Московской губерниям. Серпейск, Мосальск, Мещовск, Перемышль, Козельск, Лихвин и Воротынск принадлежали к первой, а остальные ко второй. Территория же будущего Жиздринского уезда оказалась пограничной между Калужской и Орловской губерниями. (см. Карта 2)

В 1776 году было учреждено Калужское наместничество.

Указом императрицы Екатерины Второй 26 октября 1776 года в составе Калужского наместничества были утверждены 12 уездов:

1.         Калужский;

2.         Козельский;

3.         Перемышльский;

4.         Малоярославецкий;

5.         Серпейский;

6.         Мосальский;

7.         Одоевский;

8.         Лихвинский;

9.         Мещовский;

10.       Тарусский;

11.       Боровский;

12.       Медынский.

В 1777 году был образован Жиздринский уезд, в который вошли нынешний Ульяновский, Хвастовичский, Думиничский, Спас-Деменский, Жиздринский, Людиновский, Кировский, Куйбышевский районы, часть Дятьковского района Брянской области[6]. (см. Схема 1)

В 1796 году Калужское наместничество было преобразовано в Калужскую ГУБЕРНИЮ. В ее состав вошло 9 уездов:

1.         Боровский;

2.         Жиздринский;

3.         Калужский;

4.         Козельский;

5.         Медынский;

6.         Мещовский;

7.         Мосальский;

8.         Перемышльский;

9.         Тарусский.

В 1797 году были упразднены Серпейский, Малоярославецкий, Лихвинский уезды.

В 1802 году Лихвинский и Малоярославецкий уезды были  восстановлены (см. Схема 2)

В списках населенных мест Российской империи за 1863г. (по сведениям 1859.г) мы читаем:

«Эта губерния вовсе почти не имеет естественных границ — только с восточной стороны: река Протва при впадении в Оку, а с юга — река Угра».

«В настоящее время Калужская губерния включает в себя 11 уездов:

Жиздринский (Самый большой. Занимает одну четвертую всей губернии), Мосальский, Медынский, Мещовский, Козельский, Калужский, Лихвинский, Тарусский, Боровский, Перемышльский, Малоярославецкий (самый маленький)»[7].

Такое административное деление Калужской губернии сохранялось в течение 100 лет.

На протяжении первой половины XX века, до образования в 1944 году Калужской области, территория Калужской губернии многократно «перекраивалась» Упразднялись старые и появлялись новые уезды, в 20-е годы в ведение Калужской губернии перешел Юхнов (до этого город входил с состав Смоленской губернии), а в 1937 году Жиздринский уезд стал территорией Брянской губернии. (см. Схема 3)

Только в 1944 году, когда была образована Калужская область, прекратилось деление земель. Началась «перетасовка» уже внутри районов, границы которых впоследствии неоднократно менялись. Теперь, в Калужскую область вошли 24 района, а территория, которую она стала занимать оказалась фактически той же, что была при образовании губернии 100 лет назад. (см. Схема 1)

Некоторые страницы духовной жизни Калужской губернии.

Духовная жизнь Калужского края - одна из самых противоречивых страниц в истории этого региона. С одной стороны здесь всегда была сильна монастырская культура, а с другой, Калужская земля была центром раскола[8]. И в настоящее время в исследуемых районах складывается довольно сложная ситуация с конфессиональной принадлежностью населения. Помимо издавна известных старообрядческих (старообрядцы беспоповского согласия — д. Малые Савки, пос. Засецкий и поповцы - с.Волое), довольно много баптистских и евангелистских сел. В Жиздринском районе, ввиду обилия религиозных сект совершенно разного толка, местные настоятели православных храмов на протяжении многих лет ведут борьбу с этим явлением.

Еще со времён патриарха Никона Калужский край стал центром страрообрядчества. К числу причин, способствовавших ускорению раскола, архим. Леонид (Кавелин) относил «дух населения края, который служил долгое время приютом для вольниц всякого рода, бродяг и даже преступников, не подвергавшихся здесь преследованию, с политической целью образовать из них ратных людей для защиты границ. Население это так сроднилось со своеволием, легкой добычей и скорым разорением, что раскол, как новая форма противления законной власти — духовной и гражданской — нашел здесь самую благоприятную для себя почву»[9].

Другой причиной можно считать тот факт, что в XVII веке этот пограничный край был покрыт дремучими лесами, входившими в систему Московской сторожевой линии. Леса эти считались заповедными, их запрещалось вырубать, и они, соответственно, притягивали к себе раскольников и из других мест. Одновременно раскол в трех пунктах: в северном  (Боровск), центральном (Калуга) и южном (Брынские леса).

И, наконец, исследователи раскола ссылаются на тот факт, что до 1799 года Калуга не имела собственного патриарха. В конце XVI века она входила в состав трех епархий:

 
  • Патриаршей (Боровск, Малоярославец, Медынь. Мосальск)
  • Суздальской (Таруса, Оболенск, Калуга) в 1668 отошли к Патриаршей
  • Сарской с резиденцией епископа в Крутицах. (Козельск. Перемышль, Лихвин, Мещовск, Серпейск, Воротынск)

Епархиальным архиереям не было возможности наблюдать паству, что вело к различным беспорядкам. Но ни одна епархия не хотела полностью владеть вверенной ей паствой[10].

В письменных источниках указывается на то, что отсутствие Калужской Епархии связано с малочисленностью русских епархий в принципе и в частности, с малочисленностью Калужского края, являвшегося лишь северной окраиной Черниговского княжества.[11] Однако Федор Алексеевич Романов еще в 1681 году указывал на необходимость «устроить между прочими и Калужскую епархию»[12], на что получил твердый отказ и выговор московского патриарха Филарета. Причина этого отказа кроется в недавних исторических событиях, произошедших на калужской земле, о которых по сей день не принято говорить в популярной литературе, учебниках истории.

Когда появился Лжедмитрий I, калужане встали на его сторону. Позже в 1606 году у них нашел радушный прием и Болотников. Он укрепил Калугу — обнес ее оградой и двойным рвом, и калужане пообещали содержать его в течение года. Вскоре Калуга стала единственным городом, признавшим его царем и принявшим присягу. 11 декабря 1610 года Лжедмитрий II был убит крещеным татарином Петром Урусовым[13]. На этом все печатные издания, в той или иной степени связанные с историей края, заканчивают свое повествование о событиях связанных с пребыванием Болотникова на калужской земле. Однако в документах мы находим продолжение этой истории: «захоронен царек калужский был по чину захоронения царей, со всеми почестями в центральном соборе Калуги. Впоследствии этот собор был сожжен и при строении нового каменного кафедрального собора могила Самозванца оказалась между алтарем и входом в семинарию»[14].

После Смуты Московское духовенство настаивало на перезахоронении тела, но калужское духовенство ответило отказом: «не имаем погребения сего разбойника ни в соборе, ни на земле калужской», усугубив тем самым и без того напряженные отношения с Москвой[15].

Естественно, в то время об учреждении самостоятельной Калужской  епархии не могло быть и речи, так как калужан называли «иноверцами», «диавольскими ставлениками». А в летописи мы читаем: «создание епархии иноверцев внутри России не может жив быти»[16].

Так, Калужский край на протяжении более 150-ти лет впал в немилость российских правителей. После царствования Михаила Федоровича, ни один царь не ступал на калужские земли. Такое забвение края продолжалось вплоть до времени царствования Екатерины Второй, которая вместе с митрополитом Платоном (Левшиным) в 1775 году посетила Калугу. Через 4 года встал вопрос об учреждении Калужской епархии. Однако Екатерина продолжила политику предыдущих правителей в отношении упразднения монастырей Калужской губернии. 26 февраля 1764 года она издала указ, по которому монастыри взамен отнятых земель, приносивших 4000000 рублей дохода в год, получали штатное жалование размером в 500000 рублей, т.е. в восемь раз меньше. На территории Калужской  губернии были уничтожены или обращены в приходские церкви 13 монастырей. За штатом, без всякого содержания были оставлены также многие крупные ранее монастыри[17].

Таблица монастырей Калужской губернии

Расположение монастырей и обителей на территории

Калужской губернии

 Монастырские владения были огромными, в центральном районе губернии есть территория, которая по сей день называется «монастырщина». Это район в Перемышльском уезде (отчасти Лихвинском и Калужском), который до 1764 года охватывал селения, принадлежащие монастырям: Лютикову, Гремячеву, Шаровкину, Перемышльскому  Резванскому и Перемышльскому Рождественскому Девичьему. Все эти монастыри располагались недалеко друг от друга и их владения соприкасались.

 За Лютиковым монастырем в Желоховском стану были закреплены:

  • Села: Козмодемианское, Корекозово;
  • Пять деревень: Лодыгино. Воронова на Оке, Голотеск. Бушева, Усищево на речке Вольной, Ермоловка, Вороново;
  • В 1691 к Лютикову монастырю приписан был Воротынский Архангельский монастырь.

Успенскому Шаровкину монастырю, лежавшему на правом берегу р. Жиздры, принадлежали следующие вотчины:

  • Село Ильинское, Варварёнки, Нижнее Олопово на речке Столбне;
  • Деревни Митино на речке Песочне с мельницей, Селюменевская, Петровская, деревни Кузьмёнка, Погореловка, Момряково;
  • Шесть озер с рыбными ловлями;
  • Несколько селений в Тульской области.

Успенскому Гремячеву, основанному в XV веке на правом берегу Оки, принадлежали:

  • Село Гремячево;
  • Деревня Мехово.

За Перемышльским Николаевским Резванским числилась:

  • Деревни Хохловка, Поляна Жашкова.

Перемышльский Рождественский монастырь владел:

  • Селом Михайловским;
  •  Деревней Кудиново. (см. Карта 3)

Но земли, принадлежащие тому или иному монастырю, могли быть рассредоточены по всей губернии. Так, например, к Свято-Георгиевскому мужскому монастырю (г. Мещовск) принадлежали деревни и села: Крюково

Ратьково, Капорье, Конецполье, Писковою, Изъялово, Реса, Клетино, Щетиново, Растворово, Гостье, Маслихово, Шалово, Горное, Медведка, Уруга, Покров, Волково, Лугань, Горохово, Плющаны, Немёрзки, Еропкино, Тугань, Наумово. Фроловское, Колодези с приписанной  к  нему  церковью села  Алнеры, Охотное, Воронеты, Попково, Брынь, Великово, Сакулино, Рязанцево, Серебрино, Хохлово[18]. (см. карту 3).

Большими территориями владела и Казанская Боголюбово-Петропавловская община (основанная в 1868 году) (см. карту 3). К ней принадлежали: деревни Пятницкая, Троицкая, села: Мосур, Алферьевское, Лунёво, Чертень, Батищево, Жуковка, Вязичня, Котово, Посконь, Калугово, Вышнее, Гнездилово, Богоявленье, Фошня, Быстрое, Ивонино, Бакеево, Спас Перекша, Николостан, Боровенск, Стрельня, Покровское, Путошно, Васильевское, Тарасково, Берно, Иваново-Дуброво, Дашино, Лосево, Высокое, Спас-Деменское, Лазинки, Сильковичи, Пятницкое, Милятино, Любунь, Вдовец, Сажино, Жерелево, Замошье, Печки, Шемелинки, Снопоть, Желны, Шуи, Городечня, Понизовье, Рыльское, Ново-Александровское, Кузьминичи, Дегонка, Спас-Кобылье, Новое, Милотичи.

Устройству монастырей помогали князья и бояре. Князья Воротынские, наряду с князьями Одоевскими, покровительствовали монастырям Троицкому Лютикову и Шаровкину Успенскому. Они дарили им села, деревни, сенные покосы. «В сий день память творити на преставление по князи по Володимере по Ивановичи по Воротынском корм большой и пите братии с выносом из трапезы, а милостыни из казны рубль на братю, а дано по нем на ту памят в дом к живоначальной  троицы село Лодыгино да деревня Ноздринская»[19].

Благодаря таким вкладам монастыри стали владеть землею вместе с закрепленными на ней крестьянами. Монастырские крестьяне, живущие на церковной земле, пользовались  большими льготами в повинностях. Этих крестьян меньше разоряли всякого рода перемещениями и насильственными переселениями. С 1764 года монастырские крестьяне стали экономическими, и, следовательно, не несли тех тягот барщины, которым было подвержено население соседних деревень. Хозяйственный уклад стал богаче, самостоятельнее. До самой революции они жили намного лучше барских крестьян.

Расположение монастырей и обителей на территории Калужской губернии весьма своеобразное. Большинство монастырей было сосредоточено в северных и центральных районах области (см. таблицу монастырей).

В юго-западной части Калужской области были известны:

  • Жиздринский Успенский Троицкий монастырь, основанный в 1547 году. Сгорел в 1740 г.
  • Дорогошанский мужской монастырь (в Жиздринском районе). Был основан в XVII веке, а в 1764 году  его иноки были переведены в Свято-Георгиевский мужской монастырь в г.Мещовск.
  • Борисоглебский мужской Мосальский монастырь (точных сведений об основании и упразднении нет)
  • Мосальский Успенский Боровенский монастырь или Ферапонтова пустынь. Упразднен в XVII веке.
  • Казанская Боголюбово-Петропавловская община. Основана в 1868 году. В начале XIX века переведена в статус женского монастыря. В 1923 г.  сожжена.
  • Свято-Георгиевский мужской монастырь, основанный в конце XV века в селе Соболёвка (ныне Сухиничский район, 25 км от Мещовска) и переведенный в 1868 году в г.Мещовск. Ныне действующий.
  •  «Манинский хутор». Это своеобразный «островок» православной жизни в период первой половины ХХ века на территории Людиновского района. Рядом с р. Болвой был основан скит, в котором укрывался старец Тихон из Оптиной Пустыни вместе с монашками из Шамординского монастыря. В 70-е годы скит и хутор были сожжены. Никакого упоминания  об этом ските в письменных источниках нет. Информация о нем сохранилась только в воспоминаниях старожилов и историков-археологов-краеведов.

Кроме перечисленных монастырей и обителей большую роль для местного населения играл Брянский Свенский Успенский монастырь, известный с XIII века. К его владениям относились крупные деревни и села нынешнего Людиновского и Хвастовичского р-на Калужской области. (см. карту 3) В 1764 г. Во владении Брянского Свенского монастыря, по ревизии 1744 г. Были следующие деревни и села:

 

I. В Подгородном стану

  • с.Супонево                                              468 (душ мужского населения) 
  • д.Тимоновка                                            121 
  • д.Тигановкиа                                           201
  • д.Добрунь                                                143 
  • д.Коростовка                                           411 
  • с.Елисеевичи                                           210 
  • д.Меркульева                                          336 
  • д.Титовка                                                249 
  • с.Упорой Трубчевского уезда                    251 
  • д.Полубенки                                            74 
  • д.Староселье                                           31 

                                                                            2.495 (всего)

 

II. В Комарицкой волости

  • с.Селечня                                                500(душ мужского населения) 
  • д.Воина                                                   413 
  • с.Невдольск                                              333 
  • д.Устарь                                                   245 
  • д.Ехимичи                                                 161 
  • с.Павловичи                                              298 
  • д. Павловичи                                             90 
  • д.Торлоповка                                            249 
  • д.Безгодькова                                            51 
  • д.Кокушкина                                              118 
  • Городковский монастырский дворец             27 

                                                                                  2.585 (всего)

 

 

III. В Подбужской волости

  • с.Буяновичи                                                        311
  • д.Елдохова                                                          177
  • д.Подбужье                                                         250
  • д.Пиневичи                                                         300
  • д.Нехочи                                                            190

                                                                                        1.162 (всего)

 IV. В Дынской волости

  • с.Кондракино                                                    84
  • д.Суглицы                                                         89
  • д.Дынская                                                         214
  • д.Ослёнки                                                        241
  • д.Сельцы                                                          125
  • д.Черный поток                                                252
  • д.Заболотье                                                     299
  • д.Воилова                                                         197
  • д.Вербежичи                                                    129
  • д.Бережок                                                        63

                                                                                      1.693 (всего)

V. В Белёвской вотчине

  • с.Студениково (Мценский уезд)                          89
  • с.Дешкино                                                        146
  • д.Дешкино                                                        32
  • д.Дубовая                                                         198
  • д.Келиньева                                                      67
  • д.Тинькова                                                        57
  • д.Сонина                                                          144

 

                                                                                    733 (всего)[20].

 


[1] Впервые в письменных источниках город Калуга упоминается в 1371 году в письме литовского князя Ольгерда Константинопольскому патриарху Филофею, где он  жалуется на захват ряда городов великим князем Дмитрием Ивановичем. Это и стало официальной датой рождения города. В 1389 году Калуга упоминается в духовном завещании московского князя Дмитрия Ивановича Донского, по которому город отходил к его сыну Андрею, войдя в состав удельного Можайского княжества: "а Колуга и Роща сыну же моему Кн. Андрею" (См.: Леонид архимандрит (Кавелин). Летопись Калужская от отдаленных времен до 1841 года». М., 1878 С.5).

Существует несколько версий значения слова "Калуга":

•      "Халуга" - место, огороженное тыном.

•      "Окололуга".

•      Калыга"  - забор, ограда

•      "Калужа", "калюжина" -  "топь", "болото". акад. В. Зуев (XVIII в.) производит название города от речки Калужки, на которой, по преданию, первоначально стояла Калуга.

•      Современные историки полагают, что значение слова "Калуга" может быть установлено только на основании справок в финских языках, из которых удачно уясняются названия многих древних поселений губернии (финноугорское слово "калига" - глухое место в лесу). (См.: Малинин Д.И. Калуга: Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. — 2-е изд. Калуга, 1992, С. 4-9)

•      Самое маловероятное объяснение связано с легендой, что какой-то хан Уга, завоевав эти земли, вбил в знак завоевания в землю кол, а возникший на этом месте город стал называться "колУга", то есть Колуга. Название города связывают и с именем разбойника Колуги.

[2] Подробнее см.: Третьяков П.Н. Восточнославянские племена. М., 1953. С. 128

[3] Третьяков П.Н. Восточнославянские племена. М., 1953. С. 128

[4] Там же. С. 128-129

[5] Списки населенных мест Калужской губернии по сведениям 1858 года. СПб., 1868. С. 24

[6] Топографическое описание Калужского наместничества. СПб., 1785 г.

[7] Списки населенных мест Калужской губернии по сведениям 1858 года. СПб., 1868. С. 25-27

[8] Известно, что  протопоп Аввакум  дважды ссылался в Панфутьев  монастырь в Боровске (север Калужского края) в 1665 и 1666 годах. Более того, монахи монастыря перешли со временем на его сторону.

[9] Леонид архимандрит (Кавелин). Летопись Калужская от отдаленных времен до 1841 года»ж. М., 1878. С. 8-9

[10] Более подробно см.: Тихомиров И. Раскол в пределах Калужской епархии. Прошлое и настоящее местного раскола. Калуга, 1869 г. С. 4-7 и далее

[11] Чельцов М.П. К истории открытия Калужской епархии / Известия Калужской Ученой Архивной Комиссии 1891-1914. Калуга, 1898, вып. 1. С.4

[12] Тихомиров И. Раскол в пределах Калужской епархии. Прошлое и настоящее местного раскола. Калуга, 1869 г. С. 12-13

[13] После убийства Самозванца  Марина Мнишек осталась в Калуге. Родила сына Ивашку, которого назвали царевичем и крестили по православному чину крещения царей. (См.: Четыркин И.Д. Историко-топографические данные о Калуге, относящиеся к XVII столетию, и о доме Марины Мнишек // Известия Калужской Ученой Архивной Комиссии 1891-1914. Калуга, 1897. Вып. 5. C. 11-17)

[14] Скитская летопись от 1658 года // Биб-ка Свято-Введенской Оптиной Пустыни (Ксерокопия с рукописи) Т.I. С. 275

[15] Там же. С. 277

[16] Там же. С. 278. После убийства Самозванца  Марина Мнишек осталась в Калуге. Родила сына Ивашку, которого назвали царевичем и крестили по православному чину крещения царей.

[17] По материалам издания Прозоровский А.А. Из истории закрытия монастырей Калужской епархии. Калуга, 1897. С. 11-17

[18] Мельников М.А. Калужские землевладельцы. Ведомость о количестве земли принадлежащей церковным причтам Мещовского уезда. М., 2004. С. 20

[19] Устав церковных служб 1559г. Л.143. Цит. По книге:Списки населенных мест Калужской губернии по сведениям 1858 года. СПб., 1868. С. 6

[20] Иерофей архимандрит. Брянский Свенский Успенский монастырь Орловской епархии. М., 1888

Проект реализован

при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Номер проекта 07-04-00331a.