Комплексное мультимедийное музыкально-этнографическое
описание народных традиций Калужской области

Музыкально-этнографический атлас

Духовные стихи юго-западных районов Калужской области.
(Людиновский, Куйбышевский, Кировский,Спас-Деменский, Жиздринский, Сухиничский, Ульяновский районы).

Предварительные замечания
Русский народный духовный стих — особое явление в народной музыкально-поэтической культуре. Возможно, это единственная область художественного осмысления мира, в которой наиболее полно воплотилась специфика христианско-философских воззрений русского народа.
В начале XX столетия, в силу известных исторических событий, духовные стихи на протяжении более полувека были «запретным плодом» для собирателей и исследователей народной культуры, и лишь в 90-е годы  они стали фиксироваться наряду с другими музыкально-поэтическими фольклорными жанрами. Поэтому в изучении духовных стихов очень много белых пятен, и сегодня мы располагаем, к сожалению, лишь крупицами того корпуса духовных стихов, который можно было зафиксировать еще 20-30 лет назад. В юго-западных районах Калужской области на протяжении 2002—2009 годов было записано более 120 образцов духовных стихов. Их сохранность в памяти народных исполнителей указывает на то, что это «живой» жанр, по сей день востребованный в фольклорной среде. Однако сохранность материала и в целом традиции в разных деревнях (даже одного района) отличается. Например, в Куйбышевском районе наиболее полный корпус стихов сохранился лишь в деревнях Лужницы и Ивашковичи. В Людиновском районе — это деревни Войлово, Космачёво, Кургановка, Вербежичи. В Кировском — Верхняя Песочня, Мамоново, Якимово, Тягаево. В Спас-Деменском — село  Любунь, деревня Лазинки, в Сухиничском районе этот жанровый пласт мы фиксировали только в его юго-западной части (деревни Ресса, Дабужа, село Соболёвка). Сохранение духовных стихов связано с исторически сложившимися особенностями концентрации духовной жизни области в том или ином районе или части района (см. раздел История).

Что такое духовный стих?
Историческая трансформация понятия «духовный стих».

Фактически с первых попыток научно-исследовательской характеристики духовного стиха возникли разногласия среди историков, филологов и музыкантов, которые касались истоков традиции и времени возникновения этого жанра, а также самого определения того, что подразумевается под словосочетанием «духовный стих». Очевидно, что со временем в сознании носителей традиции под непосредственным воздействием определенных исторических событий, смены эстетических приоритетов, происходит трансформация понятий, жанров (это относится не только к художественным явлениям фольклора), которая зачастую приводит к самым неожиданным конечным результатам. В процессе исследований мы часто сталкиваемся с тем, что многие бытующие в современности жанровые определения абсолютно не имеют отношения к их «историческому первоисточнику». Духовный стих в этой ситуации — не исключение. На протяжении многих веков «духовным стихом» зачастую назывались совершенно разные явления народной музыкальной культуры. Определение «духовный стих» за такими песнопениями закрепилось в сборнике В. Г. Варенцова[1]. До его выхода в свет в разных изданиях можно встретить такие названия как «народная песнь» (А. Н. Радищев), «народные легенды» (А. С. Пушкин), «народные сказки» (Н. М. Языков), «народные стихи» (П. В. Киреевский).
Первый дал определение народным религиозным стихам П. В. Киреевский: «Стихами называются в народе песни духовного содержания; но также песни, чисто народные. Это не церковные гимны и не стихотворения, составленные духовенством, в  назидание народа, а плоды народной фантазии, носящие на себе все её отпечатки. …Стихи поются  по домам, особенно стариками,  часто и хором всей  семьёй, во время  постов, когда  народ считает за  грех петь обыкновенные песни; но особенно сохраняются они в устах нищих слепцов, ходящих, как древние рапсоды греческие, из краю в край, и поющих народу  эти стихи, им так любимые"[2].
За определением Киреевского последовал ряд других разъяснений о том, что представляет собой этот жанр народной поэзии. Приведем некоторые из них:
П. Бессонов объясняет это явление народного творчества так: «Стихи — это народные произведения, в которых творчество устремлено к предметам веры, к содержанию преимущественно духовному»[3].
А. Маслов дает определение с позиций музыканта: «Народные духовные стихи — не что иное, как демественное пение, под которым понималось религиозное внебогослужебное пение. Слово «демественник» — производное от греческого «народ». Таким образом, демественное есть народное, домашнее пение, в отличие от уставного, церковного»[4].
А. Веселовский в своем монументальном исследовании вообще не дает никакого определения. Более того, он не употребляет слово «стих». Вместо него исследователь оперирует понятиями «сказ», «легенда»: «Основой народной поэзии духовного содержания являются библейские легенды и апокрифы»[5].
У Г. Федотова мы находим следующее определение: «Духовными стихами в русской народной словесности называются песни, чаще всего эпические, на религиозные сюжеты, исполняемые бродячими певцами»[6].
Ю. Келдыш пишет: «Духовные стихи — это  песенный  жанр, который является одной из разновидностей гимнической поэзии, получающий в эпоху средневековья широкое распространение и на Востоке, и на Западе»[7]. Подобное определение в некотором роде перекликается с определением другого современного исследователя церковной певческой культуры — К. Ю. Кораблевой, которая возводит русский народный духовный стих в жанру покаянных стихов. «Духовными стихами» она называет покаянные церковные стихи, а народный духовный стих представляет лишь как их разновидность.
В XXI веке мы сталкиваемся с тем, что под понятием «духовной песни» или «духовного стиха» понимаются определенные жанровые разновидности авторской песни. В сборнике «Богогласник. Созвучие времен» стихам дается следующее определение: «Духовными песнями мы называем песнопения, исполняющиеся в бардовской традиции, одним или двумя певцами в сопровождении инструмента»[8]. Очевидно, это уже далеко не те духовные стихи, которые являются предметом нашего исследования.
Таким образом, на сегодняшний день существует много определений того, что мы подразумеваем под словосочетанием «духовный стих», но ни одно из них не может быть безоговорочно принято в условиях современного состояния традиции.
Мы предлагаем называть духовными стихами область народного музыкально-поэтического творчества, в поэтической основе которой лежит библейское предание, трактованное сквозь призму народной христианской философии.
Как и в эпических жанрах (былинах, исторических песнях), в большинстве духовных стихов песенное начало (музыкальное) не всегда является доминантой — стих можно и петь, и рассказывать, в любом случае он не потеряет своей художественной выразительности и автономности. Тем не менее, мелодика стихов представляет собой  качественно новое образование, синтезирующее в себе интонации церковных распевов (разных исторических периодов) и интонаций, характерных для других фольклорных жанров данного ареала.
Кроме того, следует отличать понятие народный духовный стих от авторских стихов христианской тематики, возникших, по всей вероятности в XX веке, и созданных для наставления, поучения населения, вновь вошедшего в храм. Эти стихи очень популярны в народной среде в настоящее время и распространены повсеместно благодаря литературному происхождению. Однако ничего общего (помимо направленности содержания) с духовными стихами, которые составляют предмет нашего анализа и исследования, не имеют.
Необходимо учитывать и то, что в каждом регионе встречаются свои, местные названия того, что мы подразумеваем под «духовными стихами». Например, на юго-западе Калужской и Смоленской областей жанр определяется исполнителями как «стишки» или «божественные стишки», Ульяновском районе Калужской области - "исторические молитвы". В селе Барятино Барятинского района Калужской области «стишками» называют молитвы. Народная терминология очень важна, поскольку такая широкая амплитуда названий и определений говорит не только об этно-географических особенностях региона и некоторых исторических предпосылках формирования репертуара, но и во многом объясняет стилистические закономерности всего корпуса народного песенного материала.
Важным моментом, характеризующим специфику жанра, является также манера исполнения, способ подачи звука. Практически все народные исполнители духовные стихи поют «прикрытым», строгим звуком. Здесь учитывается, по-видимому, и пространственные, акустические аспекты, поскольку большинство поминальных стихов исполняется дома, а не на улице.

Бытование жанра
Важно отметить определенную тенденцию, проступающую на современном этапе бытования стихов. В памяти исполнительниц (в большинстве своем) сохранились стихи о смерти, о грешной душе, то есть, связанные с темой малой эсхатологии. Это объясняется тем, что в настоящее время жанр духовного стиха востребован в определенной ситуации — во время похоронно-поминального обряда, когда пение подобных «духовных песен» необходимо для создания соответствующей атмосферы, настраивающей мысли собравшихся на нужный лад.

Из беседы с Алпаткиной П.И. (1929 г.р.):
А.П[9].: …кагда пакойник ещё умирает, малитву читают Сон Богородицы. Если ему палегшать — палегчает. Если умирать, то через два дня умрёт.
(см. В Городе Вавильёне )

 Исполнение же стихов вне обряда: во время поста или просто «для души» — традиция, к сожалению, ушедшей эпохи. Очень редко можно встретить народных певиц, которые говорят о постовой приуроченности стихов:
К.С[10]: А были стихи про Алексея — Божьего человека, Егория или Лазаря?
А.П.: Да, был, но я их не знаю.

К.С.: А когда эти стихи пели?
А..П.: На Алексея и пели, на Егория…

К.С.: А при покойнике?
А.П.: Нет, эти стихи при пакойниках не паюца. Эти ва время паста пают.
…Стишки и в пост пели. Эта ж бажественнае. Усё равно пели[11].

Духовные стихи в похоронно-поминальном обряде
В юго-западных районах Калужской области (кроме Жиздринского) духовные стихи в настоящее время — обязательный компонент традиционного погребального обряда. В целом, можно выделить два основных момента звучания стихов: во время ночных бдений («карауленья пакойника») и за столом на больших поминальных трапезах (обедах, поминах). Но пение стишков ночью в юго-западных районах, скорее — исключение. В п. Жилино (Крв.) Семенова А. И. (1927 г.р.) говорила: «Но когда читаешь над покойником, нужно более вспомнить псалтырь, а стишки остаются почти нечитанными. Основное это есть псалтырь»[12]. (Не поют ночью и в Людиновском, Спас-Деменском и Сухиничском районах).

Из беседы с Федоричевой Е.А. (1930 г.р.):
Ф.Е.:[13]-До войны отчитывали умершего всю ночь, а хоронили на третий день. (сейчас до 12 ночи читают). Читали раньше три женщины посменно. Мама моя с 8 лет меня брала с собой на похороны — учила меня и сестру. Читать нужно по церковно-славянски. Меня  батюшка в Брянске так  благословлял. И мама учила.

Во время ночных бдений над покойником в Жиздре пелись только молитвы. О духовных стихах в этом районе не было ни одного упоминания. В то время как в Куйбышевском районе Калужской области (д. Троицкая), вполне мог исполняться стих «Груше идут поминки».
Другая характерная обрядовая ситуация, в которой исполняются стихи — поминальные застолья. Наибольшее количество стихов поется именно в этот временной период, когда так называемая «официальная часть» завершена. Но и здесь есть свои особенности. Например, в п. Чипляево (Сп.-Дм.), с. Поздняково (Улн.), с. Соболёвка (Схн.) первый «вокальный» номер за поминальным обедом не стих, а Молитва ("Отче наш", "Скоропослушница...", Трисвятое), а в с. Барятино (Брт.) поминальная трапеза начинается со  стишка "Как у (имя рек) за столом идут помины".
Особо исполнители выделяют стихи, исполняемые в конце трапезы, которыми благодарят хозяев — родственников умершего за организованные поминки ("Спасибо, хозяюшка": Крв., Кбш., Сп.-Дм., Схн., Лдн.). Однако встречаются случаи, когда финальной точкой застолья тоже является молитва ("О, всепетая Мати", "Отче наш": Жзд.)
Самая строгая часть похоронно-поминального обряда — путь из дома на кладбище и предание тела земле. В этот период, как правило, стишки не поются, а читаются  молитвы и исполняются церковные песнопения поминальной службы, поскольку похоронную процессию часто сопровождает представитель духовенства. Информаторы говорят, что они только «подтягивают за ним. Всё ж церковное». Особенно строго к этому относятся в городе Жиздра и пос. Чипляево Спас-Деменского района. По дороге на кладбище участники обряда поют «Благословен Боже наш», Трисвятое, «Отче наше». Зато в с. Закрутое (Кбш.) над гробом (перед опусканием в могилу) часто поют поздние авторские стихи «Ничего тебе больше не надо», «На всех солнце светит».
Поминовение по усопшим родственникам устраивали, как правило, на 3, 9, 20[14], 40-й дни, в полгода, год и в праздники. Заканчивались помины третьим годом. Отмечая поминки, информаторы верят, что в 9, 20, 40-й дни после смерти душа невидимо прилетает домой и даже иногда дает о себе знать. Особенно внимательно люди относятся к поминкам на 40-й день. Это связано с тем, что по христианским представлениям именно на этот день душа окончательно покидает землю. В народной терминологии этот день называется по-разному: Правеши править (г. Жиздра), Душу провожать (д. Мужитино Жздр.), Сорочинки справлять (с. Поздняково Улн.). В каждом селе (а уж тем более, районе или области) отличаются и детали   справлния поминок на 40 дней:

"…На сорак дней душу праважали — Сарачинки справляли. Утром, часов в четыри или пять выходят на улицу с табуретачкай. Хлебушка на  нее кладут, кашку… поплакать нада абязательна, папричитывать. И хто мима праходит, тот падходит и паминает…еще леставки  («лесенки») пекли"[15].

"…У каво што на сорак дней… и ночью помин делали, к 12-ти часам. Щитальщица (читальщица) пришла у 8 щасоу, а саседи -  у девятмам. Служили. Патом на магилку пашли. Там паприщитывали, паплакали, а патом пашли дамой. И дома сидим два с палавинай щаса Богу молимся. А ихняя радня гатовит помин.  Садимся паминать. Памяним — тада и кажный дамой. Кагда мы паслужим два кануна, тада сабираем табуретащку, ну и што есь — в акошка ставим: канфетак, бананав, пашанички. Усяво панямношку. Бирём иконку, становим на табуретащку или скамеещкую… ну… на маленькаю. И тада выходим, плащим. Выносим — и плащим. И кажный у себя свещку держали. И стелим адеялку на землю, а радители стаят на калени и нагнумшись. Мы плащим, а ани усё так и стаят. Дальше еще туды адеялочку пададим, и апять на калении падут. И так два раза. Эта щитаеца провады. И тут душу правадили, и усё"[16].

Точность рассказов о приуроченности того или иного стиха к определенному моменту обряда, в тех или иных местностях различна. Это зависит от нескольких обстоятельств:

  • от местных традиций
  • от возраста исполнителей;
    • от отношения представителей духовенства к пению такого рода стихов.

Последний фактор очень важен. Выше мы писали, что в Жиздринском районе стихи на поминах вообще не поют — «батюшка запрещает».

Современное состояние традиции
Востребованность духовных стихов народной культурой обусловила «открытость» жанра, а потому и историческую изменчивость. Среди всего корпуса зафиксированных духовных стихов есть некоторые образцы, которые мы относим к эпической поэзии. Эти стихи сложены классическим «былинным стихом»[17] В основе сюжетов этих стихов — повествование о мучениках и Святых о Богородице, «Как жила-была мать Марея» об устройстве мира, размышления над вопросами Малой эсхатологии.(«Алексеюшка» ноты). Именно подобного склада произведения народные исполнители называют "божественными стишками".

 

Другую группу (или категорию) стихов составляют произведения, сложенные иным стихотворным размером (силлабичекий тип стиха), но по поэтике, эмоциональному настрою, музыкальному оформлению, сюжетной основе они близки эпическим.
В стихе «Проявилася мать Сахвеюшка» (ноты) первоначально тип стиха оказывается силлабическим цезурованным десятисложником (5+5), но в процессе развития приходит к тоническому стиху с акцентом на третьем слоге от начала и продлением последнего слога (более подробно см. статью Н.Н. Гиляровой "Божественные стишки" юго-западных районов Калужской области / Экспедийионные открытия последних лет: Статьи и материалы. Вып.2. Спб., 2009. С.134-165).
Но если рассматривать стих вместе с напевом, то очевидным становится изначальное стремление исполнительницы к преодолению цезур и расстановке акцентов соответственно тоническому типу стиха. Подобное «противоречие» текста и напева, которое часто можно услышать в подобных стихах — явление вполне закономерное, отражающее с одной стороны, глубинные процессы изменения мышления народных исполнителей под влиянием внешних факторов, а с другой — стремление сохранить на подсознательном уровне традицию (тоническую акцентуацию).
В системе сложившихся научных норм, мы можем отнести эти стихи к лиро-эпической поэзии с большим или меньшим удельным весом эпики в каждом конкретном произведении. Лирико-эпические духовные стихи занимают доминирующее место во всем корпусе, записанном в XX веке.
В результате, анализируя эти стихи, мы можем говорить о втором, новом  этапе (периоде) развития и жизни духовного стиха в фольклорной среде.
Как правило, большинство лирико-эпических стихов, сложенных силлабическим стихом, близки лирическим. Вышеописанные стихи эпического модуса достаточно редки. На первый план выступает тематика Малой эсхатологии, появляются стихи дидактически-назидательного типа, в которых присутствуют персонажи Священного писания или аллегории на литургические действа. Изменяется и композиционная структура. Часто эти стихи имеют припев, обуславливающий их вхождение в похоронно-поминальный обряд. (ноты)

И, наконец, третья группа стихов — это чисто лирические сочинения, возникшие, скорее всего, уже в XX веке. Как правило, это стихи авторского происхождения. Сложены они силлабо-тоническим стихом, и представляют наименьший интерес для исследователей, поскольку  от «народного» и локального в них мало что осталось. Распространены они повсеместно.(см. карты распространения поздних сюжетов) Мы относим их к духовным стихам только по той причине, что их сюжеты перекликаются с сюжетами народных духовных стихов, например, об Алексее. Человеке Божьем:

Я родился в городе Риме,[18]
Быстро, нежно возрастал,
И отец мой, Бормианин,
Меня строго воспитал.
И так мать меня любила,
Не могла без меня жить.
Когда кончил я учиться,
Меня вздумали женить

Для классификации корпуса духовных стихов юго-западных районов Калужской области мы предлагаем несколько наиболее объективных параметров, по которым можно вести систематизацию собранного материала:

  • Музыкально-стилевые особенности (ладовая основа);
  • Сюжетно-тематическая основа.
  • Структурно-композиционная основа.

Однако прежде чем перейти к более подробному рассмотрению этих параметров, необходимо сделать ряд предварительных замечаний.
Классифицируя духовные стихи по поэтическим текстам, нельзя просто констатировать бытующие на данной территории сюжеты — этого не достаточно. В лучшем случае необходимо проводить филологический анализ текстов, устанавливая «возраст» стиха, предположительный исторический период, когда он возник и т.д. Исходя из текстов, нельзя также весь корпус духовных стихов разделить по функциональной приуроченности (на «постовые» и «поминальные»). Это внесет только очередную путаницу в изучении жанра, поскольку «постовые» стихи вполне могут входить и в комплекс похоронно-поминального обряда.

 Сюжетная основа. Композиция стихов
В исследуемых районах бытуют стихи, которые уже блестяще описал Г.Федотов. Среди излюбленных сюжетов он выделяет стихи о Богородице, Христе, Ангелах и святых, Грешном мире, Страшном суде и другие. Они являются общерусскими. Среди записанных стихов мы выделим следующие сюжетно-тематические группы:

I. Стихи о мучениках и святых

  • Братец ты мой, братец (о Лазаре);
  • Аексеюшка - Божий человечек;
  • Проявилась мать Сахвеюшка (о Егории);

II Стихи о Богородице

Эти стихи, в сущности, восходят к двум основным известным издревле сюжетам: Хождение Богородицы (поиски сына, встреча с «жидами») (ДМ-1) [19] и Сон Богородицы (ДМ-2)

  • Ходила, искала мать сына своего
  • Ходила дева по крутой горе
  • Ходила-бродила дева Мария
  • Ходила Святая дева, искала сына…
  • Ищет, ищет мать сына своего
  • По горам ходила  дева Святая
  • Шла по улице дева Мария
  • Жила-была мать Мария
  • В той церкви, в Русалиме 
  • На Снежной горе спала Божия  мать
  • В городе Вавильёне, в церкви-соборе
  • И шла Божья мать в вечерний во храм
  • Спала-препочивала Дева мать Мария

 

III. Лирические стихи на тему Малой эсхатологии (исполняющиеся, как правило, на поминах)

Прощание с почившими….

  • Спасибо, хозяюшке
  • Летала душа Любкина.
  • Сели мы  за стол;
  • Во зеленом саду дорожка лежит;
  • Через зелен сад
  • Солнце за лес не заходит;
  • Что спишь, раба, спочиваешь?
  • Помяни, Господи.

 

О расставании души с телом:

  • Тут шли-прошли три ангела;
  • Душа с телом расставалась;
  • Ой, вы, голуби;
  • Вы чернушечки, вы спасенные…;
  • Как пошел юноша;
  • Тут шли-прошли три ангела;
  • Как шли-прошли три монашечки;
  • Ой, не туман расстилается;
  • Как на речушке, на Йорданочке.

IV.Стихи дидактически-назидательного типа, в которых присутствуют персонажи Священного писания или аллегории на литургические действа.

  • Как ходил-бродил молодой внук;
  • За горой горой, за крутой горой;
  • Как ходил Господь по крутой горе;
  • На горочке, на Варварушке;
  • В пустыне труженик трудился.

V. Стихи «исторические», в которых описывается какое-либо евангельское событие.
По тону и эмоциональному наполнению они близки эпическим, повествовательным стихам. В их поэтическом тексте нет «лирики» и дидактики. Однако поются они по большей части на похоронах (все эти стихи в качестве припева используют церковное «Аллилуия»).  

  • На горочке, на крутенькой;
  • У нас в городе, в Русалиме;

Более подробно -(см.карту распространение сюжетов)

Исходя из сложившейся картины, очевидно, что на сегодняшнем этапе жизни жанра возникает вопрос скорее не о наличии в багаже традиции того или иного сюжета, а о его конкретной музыкально-поэтической реализации, которая, несмотря на единство сюжета, может развести образцы по разным стилистическим полюсам. Зачастую, в стихи добавляется припевы «Аллилуия» или «Святый Боже», которые позволяют, по словам исполнителей, петь их во время поминок. Таким образом, сюжеты поминальных стихов не являются обособленной поэтической линией, а тесно перекликаются с постовыми. В результате, возникает еще один важный критерий, который необходимо учитывать при попытке систематизации корпуса духовных стихов — композиционный, который  делит записанные нами стихи на две группы: с припевом и без припева. Как мы уже отмечали, стихи с припевом исполняются только на поминах. Без припева — в любое время (и во время поста, и во время похоронно-поминального обряда). Очевидно, что в количественном отношении стихов без припева значительно меньше.(см. карту композиционные особенности) По своим поэтическим истокам все они более раннего происхождения. С точки зрения структуры стиха во многих образцах присутствует завуалированное тоническое начало, которое встречается в ряде лирических и свадебных песен исследуемой территории.
Если мы рассмотрим ладовую основу духовных стихов, которые не содержат в своей структуре припев, то во всех образцах мы увидим терцовую основу напева   

Самый древний образец малотерцового лада с конечным устоем на нижнем звуке, мы наблюдаем в стихе «Ой вы, голуби». (ноты) Это один их немногих примеров, в котором наряду с традиционным опорным тоном терции, в качестве такового выступает и секунда. Переменность устоев в раках основного трихорда определяет и особенность напева стиха «Алексеюшка Божий человечек». Его ладовая организация сложнее. Помимо субкварты, происходит расширение амбитуса мелодии вверх до квинты, в результате чего достаточно ясно прослеживается терцово-квинтовый «фундамент». Исходя из теории К. Квитки и А. Рудневой, получается, что лад этого стиха принадлежит к более позднему историческому периоду. А тоническая организация стиха (целый неделимый стих с «классическим» расположением ударений — на третьем слоге от начала и третьем от конца), напротив, отсылает нас к ранним временам. Однако в данном случае необходимо отметить, что при внешнем расширении амбитуса напева, он организован таким образом, что основой его остается центральный трихорд (лясидо-диез). При мелодической развитости напева, в нем не возникает ладовая переменность, смена устоев, что будет характерно для напевов "божественных стишков", например, Брянской области. Возникающая терцово-квинтовая опора в мелодике духовных стихов этих мест, скорее всего, явление не «позднего» времени, а напротив, учитывая влияние монастырской певческой культуры, истоками уходящее в традицию знаменных распевов.
Большая часть духовных стихов, распространенных в юго-западных районах Калужской области — с припевами. Как правило, в основе их поэтических текстов лежит силлабических стих с присущими ему признаками - равносложностью строк, наличием постоянной цезуры, с долготами в конце полустиший. Для других песенных жанров этого региона такой тип стиха так же вполне характерен. Но в контексте жанра духовного стиха, это возможно говорит о его более позднем происхождении.
Большинство записанных нами духовных стихов имеют припевное слово «Аллилуия». Интересно, что введение этого припева в поэтический текст, не имеющий и намека на похоронно-поминальную тему, делает возможным приурочивать даже балладные сюжеты к исполнению на поминах.
Известный балладный сюжет о «Вдове и девяти сынах» функционирует в Калужской области в двух вариантах. Исполнительница из д. Зимницы (Кбш.), вставляя припев «Ой, ляли, ляли», относила песню к хороводным. А в д. Верхняя Песочня (Крв.) припевом в песне служило Аллилуия. Пели же этот стих на поминах:

 - Это у вас поминальный стишок получается?
-
Да, да, поминальный.
- Но это же вроде песня?
-
Но это же аллилуя![20]

Припевы, наиболее часто встречающиеся в духовных стихах, бывают двух типов: условно говоря «церковного» и «народного» происхождения.

  • Ой, Боже мой, раба Мишку (Анну) заупокой («народный» припев).
  • Алилуия, Господи, помилуй («церковный» припев).
    Мелодическое оформление припевов «народного» и «церковного» происхождения заметно отличается от мелодического оформления остальной части музыкально-поэтической строфы. Отметим, что «народные» припевы сохраняют основную мелодико-ритмическую формулу стиха, не нарушая движение (см. «Через зелен сад» ноты) «Церковные» же припевы, наоборот, как бы «ломают» ритмическую структуру. Они привносятся словно «извне», в том виде, в каком они, возможно, звучали в храме и были зафиксированы в памяти исполнительниц («В зеленом саду» ноты). Практически все исполнительницы на вопрос: «Откуда вы взяли мотив «Алилуии»? отвечают: «Из храма».

Музыкальное оформление
Еще один возможный критерий для классификации стихов — их музыкальное оформление: ладовая основа и композиционные закономерности. Именно в комплексе собственно музыкальных элементов — в ладовой системе, мелодике, многоголосии и др. благодаря которым мы можем на слух, зачастую не прибегая к теоретическому анализу, определить принадлежность песни к какой-либо региональной традиции — наиболее ярко ощущается специфика стиля.
Локальные особенности напева могут проявляться как во всех элементах стиля одновременно, так и частично, в каком-либо отдельно взятом (или отдельно взятых). В этом ряду строфика не является главным, определяющим стиль моментом, но, тем не менее, она способна отражать специфику местной традиции.
Строфические структуры духовных стихов юго-западных районов Калужской области не столь разнообразны, как в других песенных жанрах.
В целом их можно свести к двум разновидностям, если рассматривать только поэтический компонент строфы:

  1. Трехстрочная форма строфы — т. АБП
  2. Простейшая форма четырехстрочной строфы, образованная либо от повтора строк: АБАБ («репризная»). Она характерна для песен с действием — хороводных, величальных, свадебных). Либо типа АБВГ («сквозная»).

Из всего разнообразия стиховых структур наиболее употребителен цезурованный десятисложник.

5+5=10 слогов

А родитель мой/ под окном стоит

 

Через зелен сад/ дорожка бежит

 

В зеленом саду/дорожка лежит

 

У нас в городе/ в Ерусалиме

 

Она плачется/ что река льется

 

Он ходил-бродил/слезно плакался

 

Шла по улице/дева Мария

6+5=11слогов

Стоит смерть с косою/позади тебя

 

А вчера наш Коля/по свету ходил (только первая строфа. Дальше — 5+5)

 

На всех солнце светит/ на меня  уж нет

4+4 =8 слогов

На горочке/на крутенькой

(только первая строфа. Потом 5+5)

 

Многосложные стиховые формулы характерны для более поздних образцов с силлабо-тонической организацией.

8+7=15 слогов

Ой вы, братья мои, сестры/ вы по духу все родня

 

При анализе ладовой основы духовных стихов складывается вполне «ожидаемая» для данного региона, его географических и исторических особенностей, картина.

1). В духовных стихах Калужской области обнаружено много примеров ладов терцового объема (амбитус большой и малой терции). Подобные «малые» лады характерны и для — календарных, хороводных песен (см. таблицу в комментариях к картам распространенные напевы I а-к).
2). Есть и лады, содержащие трихорд как основу, но расширенные и усложненные путем прибавления субкварты (Таблица к картам №1, II а-в). Субкварта постепенно закрепляется в ладу, приобретая роль опоры. При амбитусе малой (большой) сексты возникает обилие мелодико-ладовых вариантов. Графическое воплощение лада трех, выделенных нами в отдельную группу напевов, фактически одинаково, но мелодическая «драматургия» напевов позволяет внести некоторые коррективы. В результате, напевы а) и б) ( Таблица 11, II) противостоят образцу г), в котором при едином устое — соль происходит сцепление двух мелодико-ладовых формул: трихорд в кварте (ре-ми-соль) и трихорд с субквартой (ре-соль-ля-си). Распев первых двух стихов этой группы проще: вся разница — в качестве основного терцового ядра (малая и большая терции).
3). В напеве стиха III группы помимо субкварты и терции как основных ладовых опор происходит расширение амбитуса до квинты. Возникает терцово-квинтовая опора.(III-а).
4). В калужских духовных стихах кварта всегда сопряжена с терцией, что особенно ярко проявляется в примерах IV а-г. (см. Таблциа).
5). Совершенно особую группу  представляют собой напевы с переменными или «колеблющимися» устоями, находящимися между собой в плагальных или малотерцовых отношениях.
6). Одна из самых многочисленных, сложных и разнообразных ладово-мелодических групп стихов — это стихи с амбитусом сексты и септимы. Все они образованы из сцепления более мелких ладовых ячеек (назовем их субсистемами). Безусловно, эти ладовые структуры принадлежат более позднему стилевому пласту, поскольку в них ощущается большое влияние тонально-функциональной системы (VI а,б).

Очевидно, что определить лад в напевах духовных стихов — это лишь констатировать внешнюю сторону явления. Из приведенной таблицы мы видим, что, имея графически схожие модели, ладовая формула реализует себя по-разному. Поэтому при систематизации музыкального материала за основу мы брали не амбитус, а мелодико-интонационную драматургию музыкально-поэтической строфы, которая разводит внешне схожие в графическом отношении напевы по разным полюсам. Также большое значение имеет наличие в том или ином образце одного или нескольких центров «устоя». Кроме того, важно различать: в каких функциональных отношениях находятся между собой эти устои. Так, плагальное соотношение опорных тонов во многом говорит (учитывая историко-культурные особенности региона) о влиянии ладовой системы знаменного роспева. В то время как переменность, порождаемая переходом в «параллельный» лад (согласно современной тонально-функциональной системе), — явление иного историко-временного порядка.
Большую (а возможно и доминирующую роль) играет мелодика, которая и определяет внутреннее «содержание» того или иного ладового образования.
Как и в других жанрах, мелодика в духовных стихах, попевочного типа. Для большей наглядности в таблице  (ссылка на таблицу) приводятся примеры попевок (мелодические формулы), наиболее стабильных и распространенных в пределах данного региона.
В большинстве своем, духовные стихи в юго-западных районах исполняются в унисон. Многоголосие  встречается довольно редко, хотя в Кировском районе в д.Верхняя Песочня был записан многоголосный вариант распространенного в этих местах поминального стиха «Спасибо хозяюшке". Принцип многоголосия здесь традиционен для региона — гетерофония с элементами вторы, но в многоголосной ткани чётко разделены функции голосов на ведущие, мелодические и басовые, гармонически-опорные. Характерно, что реальное многоголосие возникает только в каденциях, то есть во вторых полустихах и второй части припева («Господи, помилуй»), причем нижние голоса явно воспроизводят функциональные обороты I-V-I, заимствованные из современных церковных песнопений.
Мелодика духовных стихов впитала в себя все возможные мелодические модели, свойственные другим фольклорным жанрам на протяжении всего периода развития интонационной культуры русской песни. Поскольку народные песни и инструментальные мелодии во всём их жанровом многообразии создавались в разные периоды русской истории, это, безусловно, отразилось на особенностях их поэтического содержания и композиции, а также на музыкальной стилистике. Справедливо замечает В.Щуров: «От одних и тех же сельских певцов можно записать песни, совершенно разные по музыкальному строению и характеру исполнения, что объясняется  не только несходством их жанровых свойств, но и несовпадением историко-возрастных признаков…», и далее: «…Чем больше промежуток исторического времени, отделяющий фольклорные феномены друг от друга, тем заметнее разница в их стилистике. Песни, созданные в близкие исторические эпохи, обладают, напротив, существенным стилевым сходством, даже если принадлежат к разным жанрам. Особенно это заметно в песнях одного села или группы сел в одном этнографическом районе»[21].

Исходя из предложенного анализа, мы можем констатировать, что в мелодике духовных стихов современности синтезированы интонации, смвойственные и

  • Календарным  архаическим закличкам;
  • Причитаниям;
  • Эпическим жанрам (былины);
  • Лирической песне (XVII век);
  • Городской песне (XVIII-XIX века);
  • Церковно-певческой культуре, как эпохи знаменного распева, так и современности.

Музыкальная стилистика духовных стихов юго-западных районов Калужской области сформировалась на основе синтеза народно-песенной традиции и культуры церковного пения как более раннего (приближенного к знаменному роспеву, но отнюдь не воспроизводящего его), так и позднего стиля. Важно и то, что от отношения и взаимопонимания местного населения с представителями духовенства (настоятелями местных храмов) зависит и сохранность традиции исполнения  стихов в той или иной местности. Так, к примеру, в Жиздринском районе «батюшка запрещает» петь стихи, а в Людиновском и Барятинском районах — напротив, всячески поощряет.  Соответственно, сохранность материала в этих районах диаметрально противоположна друг другу. Самый богатый материал был нами зафиксирован в Куйбышевском, Кировском и Людиновском районах. В процессе исследования этих земель, выяснилось, что большая часть сел и деревень на протяжении длительного времени принадлежала монастырским владениям, что сыграло определенную роль в сохранении традиции,  несмотря на прошедшие годы и смену нескольких поколений. (см. карту  монастырские владения). Наше предположение о том, духовный стих в настоящее время сохраняется благодаря влиянию на определенный локус монастырской культуры и генетической памяти исполнителей подтверждается и тем, что в Сухиничском районе  духовные стихи были зафиксированы лишь  его в юго-западной части,  земли которой в XVII веке принадлежали Мещовскому Свято-Геориевскому мужскому монастырю.
Традиция пения духовных стихов - одна из немногих, реально существующих сегодня. Востребованность жанра во многом определяет и его специфику: историческую изменчивость и непрерывное взаимодействие с современными течениями в фольклорной и профессиональной эстетике.

 

Библиография

 

  1. Бессонов П.А. Калеки перехожие: Сборник стихов и исследование.  М., 1861-1864. Вып.1-6.
  2. Богогласник. Созвучие времен. Издание Единецко-Бричанской епархии., 2004
  3. Буслаев Ф. И. Русские духовные стихи // Сборник отделения русской словесности Императорской Академии наук, 1887. Т.42.
  4. Варенцов В. Г. Сборник русских духовных стихов. СПб., 1860.
  5. Веселовский А. Н. Разыскания в области русских духовных стихов. СПб., 1679-1889. Вып 1-6.
  6. Веселовский А. Н. Калики перехожие и богомильские странники // Вестник Европы. 1872. Т.2.
  7. Веселовский А. Н. Разыскания в области русских духовных стихов. СПб., 1679-1889. Вып. 1-6.
  8. Келдыш Ю. В. История русской музыки. М-Л.,1948. Ч.1.
  9. Келдыш Ю. В. История русской музыки в десяти томах. М., 1983. Т.I.
  10. Киреевский П. В. Русские народные песни. Ч.1: Русские народные стихи // Чтения в имп. Обществе истории древностей российских при Московском университете. М., 1848. Вып.9.
  11. Кузин А. А. Духовная доминанта русской культуры как феномен и исторический факт // Православие и народное творчество. Сборник докладов. М., 2004
  12. Маслов А.Л. Калики перехожие на Руси и их напевы. СПб., 1905.
  13. Селиванов Ф. М. Народные духовные стихи. М., 2004.
  14. Федотов Г. П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам.  М.,1991. С. 13
  15. Штокмар М. П., Исследования в области русского народного стихосложения, М., 1952.
  16. Щуров В. М. Стилевые основы русской народной музыки.  М.,1998

 

 


[1] Варенцов В. Г. Сборник русских духовных стихов.  СПб., 1860. С. 4

[2] Кузин А. А. Духовная доминанта русской культуры как феномен и исторический факт // Православие и народное творчество. Сборник докладов. М., 2004. С. 158-159

[3] Бессонов П.А. Калеки перехожие: Сборник стихов и исследование. М., 1861-1864. Вып.1-6.

[4] Маслов А.Л. Калики перехожие на Руси и их напевы. СПб., 1905.

[5] Веселовский А. Н. Разыскания в области русских духовных стихов. СПб., 1679-1889. Вып 1-6. С.306

[6] Федотов Г. П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам.  М.,1991. С. 13

[7] Келдыш Ю. В. История русской музыки. М-Л.,1948. Ч.1. С. 65

[8] Богогласник. Созвучие времен. Издание Единецко-Бричанской епархии. 2004. С. 4—5

[9] Алпаткина П.И.,1929 г.р. (д. Белый Камень Улн.). НЦНМ, И.5118- 121

[10] Косятова С.С.

[11] Юдина Е.В., 1926 г.р. (д. Жилино Крв.). НЦНМ, рукописный архиы, тетр. 1968. С.113

[12] НЦНМ. Рук. архив. тетр. 1968.

[13] Федоричева Екатерина Алексеевна, 1930г.р. (урожд. с. Зикеево Жздр.).

[14] Поминовение на 20 дней устраивалось далеко не везде. Так, 20-й день отмечают в  д. Теплово, д. Буда (Сп.-Дмн.), в с. Зикеево (Жздр.).  Жительница д. Малая Песочня (Крв.) Ивашина М.П.(1917 г.р.) рассказывала: «А паминают назавтра ходють, а тагда на 9 дней, три недели, 6 недель атпускают атпускныя. Полгода, а тада год, другой и третий  год» (НЦНМ, тетр. 1974, с.22)

[15] Рассказ записан в 2009 г. в д. Вязовна (Улн.) от  Баранчиковой  М.И., 1938 г.р. НЦНМ, И.5118—155

[16]  Рассказ записан в 2004 г. в пос. Жилино (Крв.) от  Юдиной Е.В., 1926 г.р.  НЦНМ, тетр. 1968. С.112—113

[17] Былинный стих - древнейшая стихотворная форма эпического творчества русского народа. Предполагается, что Былинный стих развился на русской почве из общеславянского 10-сложного силлабического стиха. Былинный стих принадлежит к чисто тоническому стихосложению. Чаще всего это — стих с 3 сильными местами (иктами), с междуиктовыми интервалами, объём которых колеблется от 1 до 3 слогов, с 12-сложной анакрузой (безударным зачином) и 2—3-сложным окончанием. У некоторых сказителей былинный стих приобретает больше строгости и звучит многостопным хореем (П. Л. Калинин, Т. Г. Рябинин), а у некоторых, напротив, допускает больше вольности и звучит акцентным стихом (В. П. Щеголёнок). Поэтому ритм былинного стиха очень разнообразен и общепринятого взгляда на его строение до сих пор нет. Былинный стих исполняется сказителями речитативом. Ритм напева видоизменяется в соответствии с текстом. (См.: Штокмар М. П. Исследования в области русского народного стихосложения. М., 1952. С.52

[18] Селиванов Ф. М. Народные духовные стихи. М., 2004. С.511-512

[19] Для удобства картографирования, мы разделили стихи про Богородицу на две группы с условными обозначениями : «ДМ-1» (в стихах этой группы речь идет о «хождении» Богородицы, о поисках Сына, о встрече  с «жидами») и «ДМ-2» (варианты распространенного стиха «Сон  Богородицы»)

[20] НЦНМ, тетр. 1987, С. 77

[21] Щуров В. М. Стилевые основы русской народной музыки. М., 1998. С.50

Духовные стихи  —  Духовные стихи юго-западных районов Калужской области

Проект реализован

при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Номер проекта 07-04-00331a.